Реклама

Статьи

Все статьи





Ирландский лен

19.03.01

Клайв Пэриш, журнал ®"Англия" Clive Parish, ®"England"


Льняное полотно-древнейшая ткань, известная человеку. Уже 10000 лет люди прядут внутренние волокна стебля льна, делая из них ткань. Фараоны древнего Египта ценили ее за богатство фактуры, вавилонские модницы - за красоту, летописцы классической Греции превозносили такие ее достоинства, как прочность и носкость. Клаив Пэриш сообщает нз Северной Ирландии, где изготовляется самое превосходное полотно в мире.

Несмотря на появление хлопка и искусственных волокон, льняное полотно и сегодня пользуется огромным спросом как показатель стиля и вкуса: из него изготовляются скатерти и постельное белье таких отелей, как "Риц" и "Савой", оно также популярно у знаменитейших модельеров Италии. И за самыми роскошными тканями эта разборчивая клиентура обращается к Северной Ирландии с ее многовековой традицией ткачества.

Современный ткацкий цех с его компьютерами и кондиционированным воздухом далеко ушел от мрачных пыльных фабрик прошлого века. Но в шуме сотен электростанков, ткущих полотно из пряжи, слышится эхо дней, когда ирландские льняные товары впервые стали развозить по всему миру, по непроторенным еще путям разраставшейся Британской империи. В Ирландию льняное полотно завезли, вероятно, финикийские купцы где-то около 900 года до н.э. Но до промышленного переворота искусство прядения и ткачества оставались в значительной степени надомным ремеслом, то есть занятием непостоянным, подверженным смене сельскохозяйственных сезонов.
Лен часто засевали после уборки картофеля, когда почва была уже частично разрыхлена и готова к приему семян. Засевали лен в апреле, а к июлю он достигал уже высоты в один метр, и его можно было вытягивать с корнем. Собранный урожай замачивали в местных прудах недели на две, чтобы внешние слои стебля размякли, обнажив волокнистую сердцевину.
Фермер и члены его семьи высушивали лен на горячей печи, потом трепали, чтобы выбить остатки твердого покрытия стебля, а после этого женщины могли уже очесывать льняное сырье, чтобы прясть из него пряжу и ткать из нее полотно.
Переход от надомного к фабричному производству произошел благодаря англичанам, которые, натолкнувшись на острую конкуренцию ирландской шерстяной промышленности в конце XVII века, убедили ирландское правительство вообще прекратить изготовление шерсти, сосредоточившись вместо этого на льне. Благодаря этому, а также прибытию сюда гугенотов, и произошел крутой перелом.

Гугеноты, бежавшие из Франции от религиозных гонений, привезли с собой умение и опыт изготовления как льняного полотна, так и шелка. Одному из них, Луи Кроммлену из богатой семьи в Пикардии. суждено было стать, отцом ирландского полотна. Прослышавший о Кроммлене король Уильям пригласил его приехать в Ирландию и основать там "Общество по усовершенствованию производства льна". По его указаниям промышленность и была модернизирована на всех уровнях.
Ее поразительный последующий рост вызвал огромные и радикальные перемены в жизни северных графств Ирландии. Землевладельцы поощряли фермеров-арендаторов подключиться к этой отрасли, чтобы им было чем платить за аренду. Как грибы, поднялись бесчисленные прядильные и ткацкие фабрики и даже целые города, в которых могли применить свои услуги ткачи. набойщики, красильщики, драпировщики и торговцы. На вершинах холмов и на полях, везде, где был хороший источник воды, а она в Ирландии мягкая, пеленой расстилались стометровые полосы полотна - его оставляли неделями на открытом воздухе для отбеливания под солнцем.
Старые фабрики можно видеть и сегодня, а в коттеджах, где это ремесло давно уже забыто, орудия труда висят, как украшения Названия улиц типа "Фабричная" и "Льняная" свидетельствует о тесных связях этой отрасли промышленности с местным населением. А названия "ул. Льняного холла" и "библиотека Льняного холла" вызывают в памяти старый Белфаст, где в 1788 году быт, построен Холл белого льна, в последствии разрушенный. На его месте стоит нынешняя ратуша.
В наши дни три четверти работающих фабрик разбросаны в радиусе 50 км от Белфаста, политического и индустриального центра шести графств Северной Ирландии. И именно здесь в 1875 году, когда в городе толпились купцы и розничные торговцы, семья Эддлмен основала "Ирландскую льняную компанию".
Сегодня это старое семейное дело, фирма розничной торговли, перешло к Мартину Эддлмену, который курсирует миежду своим лондонским магазином в престижном Берлингтонском пассаже и многочисленными производителями Ольстера, где он оценивает товар своим опытным глазом. "Ирландская льняная Компания" продает легкие батистовые носовые платки из тончайшей пряжи, камчатные скатерти с замысловатым узором, изящные вышивки и кружево, а также классическое постельное белье из полотна - белое, хрустящее и прохладное, предназначенное в основном для загородных усадьб.
"Наш товар- классика, чего как раз и ожидает от нас покупатель, - говорит Эддлмен. -Люди хотят иметь вещи, которые они с гордостью могут выставить напоказ в своих гостиных". Его скатерти, нужно сказать, красуются и в лучших ресторанах. "Наш ассортимент тоже классически прост, но мы продаем изделия только высочайшего качества. Мы - единственная фирма в мире, которая продает льняную ткань трех высших категорий в виде простыней и носовых платков".
Как многие ирландцы прошлого и настоящего, Мартин Эддлмен посвящает льну всю свою жизнь. "Это изумительная ткань, по-своему она даже роскошнее шелка. К тому же она соткана из самого прочного естественного волокна Она может впитывать воду до одной пятой своего собственного веса, не показывая влаги на поверхности - что может быть лучше для тела? А поскольку вода только укрепляет волокна льна, это идеальная ткань для стиральной машины". Качество ткани определяется фактурой пряжи: чем легче и тоньше нить, тем лучше материал. При более грубой выделке, скажем, для чайных полотенец, на сантиметр приходится всего до восьми нитей. В камчатной ткани их может быть до 40, а в батисте еще больше.
Но самое большое наслаждение доставляет Мартину Эддлмену камка. Эта ткань имеет уникальное и особое переплетение, потому что ее узор, будь то цветы или королевская геральдика, - тоже тканный (как часть целого). Этот тонкий эффект лучше всего виден на свету, когда узор отсвечивает и переливается, от чего кажется более выпуклым.
Камку издавна очень ценили при дворе. В 1981 году в Уинчестере, на юге Англии, была обнаружена изумительная камчатная скатерть, сотканная в Уорингстоне, графство Даун, по случаю коронации Георга II в 1727 году. На этой скатерти размером 3,35х2,75 м есть памятная надпись, удостоверяющая. что она была изготовлена в самом Уорингстоне.
Ко второй половине XIX века изделия из камки с эмблемами отелей, судоходных и железнодорожных компаний вошли в обиход но всему миру. Сегодня одна из крупнейших североирландских фирм но производству льняного полотка, "Ткачи Ольстера"-, все еще выпускает такую ткань в цехах Белфаста, используя разработанный в 1804 году жаккардный метод. Жаккардный ткацкий станок создает узор, благодаря тому, что приподнимается лишь часть нитей основы. Раньше это делали с помощью перфокарты, а теперь процесс все больше переходит под контроль компьютеров.
"Мы гордимся тем, что не имеем равных в изготовлении камки. - говорит Джек Уан, менеджер "Ткачей Ольстера", ответственный за развитие производства. - Да и вообще, мало осталось ткачей, способных соткать такие изысканные материалы. Мы можем выткать любой узор по вашему желанию, но наибольшим спросом пользуется классический ассортимент".
Фирма эта работает уже более 150 лет. За это время она сотрудничала с другими предприятиями своей отрасли и сейчас выпускает всевозможную продукцию из льняного полотна от простейших тканей до предметов роскоши, модной одсжды, промышленных материалов, постельного белья, скатертей и текстильных изделий для ванной и кухни.
Джек Уан начал работать, в ирландской льняной промышленности в 1984 году. Сейчас он отвечает за весь производственный процесс- прядение, ткачество, отбеливание, пошив, набивка и упаковка. "Мы прошли немалый путь - говорит он. - Раньше один ткач обслуживал четыре станка, а теперь четыре ткача могут работать на 100 станках. Работает у нас столько же людей, что и раньше, но теперь они больше вовлечены в другие сферы, такие, как компьютеры и контроль качества".
Старых челноков, волочивших по станку нить, теперь почти не увидишь, они заменены челночными "рапирами", за которыми не может уследить глаз.
Да и лен не выращивают больше в Северной Ирландии в достаточных количествах. Он поступает из Бельгии и Франции, где можно заранее закупить урожай целых полей, еще до того, как было засеяно первое семя. И давно ушли в прошлое времена, когда лен замачивали в прудах, а полотно отбеливали под солнцем. Химикаты ускоряют теперь изготовление и отделку тканей.
Но одно не изменилось искусство и трудолюбие людей. С годами они превратили ирландское льнопрядение и ткачество из надомного ремесла в крупнейшую отрасль промышленности, сбывающую свои изделия по всему миру.

 


Источник: журнал "Англия", №118




Ваш комментарий может стать первым!
Для того чтобы написать комментарий, войдите на сайт с логином и паролем
Логин:
Пароль:
забыли пароль?
зарегистрироваться

Русский Лён - Каталог
Сообщить об ошибке

Сообщение для администрации

© 2001—2010 "Русский лён" - портал льняной промышленности
Все права защищены. Любое использование материалов только с разрешения администрации сайта. Консультации по ICQ: 132240016
Разработка и поддержка сайта: Соснин.spb.ру Рейтинг@Mail.ru